В этой статье я хочу привести некоторые группы мест паломничества, существующих в Индии. Безусловно, этот список не полон. В Индии множество религиозных традиций и у каждой есть не по одному списку. Многие места присутствуют в списках разных традиций. По всей видимости существовала приемственность. Так Вайшнавы могли включить в свои списки, места считающиеся священными у шайвов, а буддисты - у джайнов (например Арбуда).
1. Тиртхи - священные места из пуранических источников. Слово tIrtha на санскрите обычно означает место, где переходят в брод реку (от корня tar «преодолевать»). В своем значении «святое место» оно используется в связи с двумя факторами: 1) оно отражает то, что реки сами часто являются источниками святости; 2) такие места заключают в себе переход из царства профанического в царство сакрального. Первый из таких списков найден 3-й главе Эпоса Махабхараты, в разделе Тиртхаятрапарва. Упоминаются тиртхи, посвященные, Вишну, Шиве, Брахме, Соме. Есть также тиртхи, посвященные героям – воплощениям божеств (Рамы Джамадагньи) и мудрецам (Нараде). Упомянуто семь таких святых мест, посвященным богиням, что говорит о распространии шактизма уже в то время. Это следующие тиртхи:
«Лоно» в обиталище Бхимадеви («Грозной богини»); тиртха, посвященная Шри; тиртха Шанкхини, посвященная Деви (т.е. просто «Богине»; подразумевается, видимо, супруга Шивы); тиртха у слияния рек Сарасвати и Аруна, посвященная также Деви; тиртха богини Шакамбхари, расположенная на дороге из Хардвара в Бадринатх; тиртха Дхумавати; вершина Гаури (возможно, это гора Джомолунгма);
Также упомянуты способы поклонения и награды от совершенного паломничества.
Постепенно этот список женских богинь расширился до 108, что можно найти (Матсья-пурана, Сканда-пурана, Падма-пурана).
2. Питхи ( букв. сидение, пьедестал) - новое название сакральных мест в литературе тантр. Возможно название указывало на укорененность божеств в конкретном месте, а возможно на связь с землей. Сначала оформилась концепция четырех изначальных питх, которая проходит через всю тантрическую литературу, как буддисткую так и шактисткую: Камарупа, Пурнагири, Джаландхара, Удиянна. Первое упоминание о 4-х питхах мы видим в Буддийской Хеваджра тантре (8век). Эта концепция перекочевала во все шактийские тантры. Приведу список питх из Хеварджра Тантры. Помимо главных 4 питх, описаны и второстепенные Упапитхи, Кшетры, Упакшетры, Чандохи, Упачандохи, Шмасаны, Упашмасаны, Пилавы и Упапилавы:
Четыре Питхи – Джаландхара , Удиянна, Пурнагири, Камарупа; Три Упапитхи – Малава, Нагара, Синдху; Четыре Кшетры – Мунмуни, Каруньяпатака, Девикота, Кармарапатака; Четыре Упакшетры – Кулата, Арбуда, Годавари, Гимадри; Пять Чандох - Харикела, место проявленное в центре океана, Лампака, Канчи, Саураштра; Четыре Упачандохи – Калинга, Золотой остров (Суварнадвипа), Конкана; Два Шмасана - Место , где собираются преты (то есть кладбища), Морское побережье; Два Упашмасана - сад, край бассейна с водой; Восемь Пилав – окраины города, окраины деревни, Чарита, Кошала, Виндхья, Кашмира, Каумарапаурика, Кайратамандала; одна Упапилава – места по соседству с местами Пилавы.
Четыре Питхи - Уддияна, Джаландхара, Пуллиямалая и Арубда; Четыре Упапитхи - Годавари , Рамешвара, Девикота и Малава; Два Кшетры - Камарупа и Одра; Два Упакшетры - Тришакуни и Кошала; Две Чандохи - Калинга и Лампака; Две Упачандохи - Каччи и Хималая; Две Мелапаки - Претапури и Грихадевата; Две Упамелапаки - Саураштра и Суварнадвипа; Два шмашана - Нагара и Синдху; Два Упашмашана - Мару и Кулата.
В шайвистой/шакийской тантре помимо упомятуных четырех мы видим и другие питхи. В Рудраямале (10в.) упомянуто 10 питх:
1). Джаландхара, 2). Уддияна, 3). Пурнагири, 4). Камарупа, 5). Варанаси, 6).Джваланти (Джваламукхи), 7). Маявати (возле Харидвара), 8). Мадхупури (Матхура), 9). Айодхья (возле Файзабада) и 10). Канчи (Кондживирам в районе Чинглепут).
А Кубджика-тантра насчитывает 42 центра шактисткого культа. В Кубджикамата-тантре (11в.) появляется список 50 питх. Такой же список содержится в Амбамата-самхите и Иогини-хридае, являющейся важной Тантрой, посвященной культу богини Трипуры. Все эти тексты, несомненно, были созданы до 12 века.
Эти четыре питхи – Камарупа (Камакьхья), Пурнагири, Джаландхара и Уддияна - образуют треугольник, символически представляющий лоно (vulva) женского божества. В тантрах школы Кубджика этим божеством оказывается богиня Кубджика. Как и в случае с другими тантрическими божествами, одним из основных аспектов Кубджики является ее лишенное формы проявление в образе магического звука. Поэтому треугольник, образованный четырьмя главными питхами, делится на сорок девять малых треугольников, соответствующих знакам санскритского алфавита и, таким образом, представляет собой «лоно мантр». Похожую схему мы находим в садханах буддийской тантры Ваджрайогини.
Первоначально питхи мыслились только как реальные объекты, существующие в реальном географическом пространстве, которые верующим требуется посещать. Однако потом появляется идея о соответствии питх тем или иным объектам из совершенно других классов. Эта идея развивается до той степени, что реальные питхи фактически исчезают, ценность физического паломничества полностью умаляется, и на место этого встают символы, операции с которыми служат содержанием сложных духовных практик.
Список из пятидесяти питх долгое время оставался популярным и повторялся в различных тантрах (например, в Джнанарнава-тантре) - вплоть до Тантрасары бенгальца Кршинананды, относящейся к 17 веку. К этому времени идея соответствия пятидесяти питх знакам алфавита деванагари была уже забыта. Стали считать, что количество питх должно соответствовать счастливому числу 51, и поэтому из одной питхи – Меругири – было сделано две – Меру и Гири
Джинанарнава-тантра содержит два списка питх, в первом из которых 8 названий, а во втором – 50. Второй из списков этой Тантры заимствуется Тантрасарой, составленной в 17 веке. Список из сорок одной питхи содержится в Питханирнае или Махапитханирупане – части Тантрачудамани, составленной в завершающие годы 17 века. Этот список цитируется в таких более поздних тектсах, как Пранатошини-тантра (1820) и Шабдакалпа-друма (1822-52).
Постепенно, огромное количество мест-вместилищь женских божеств, привели тому что всю территорию Индии стали воспринимать в качестве телаогромной и единой Шакти - женского божества. Наиболее встречающийся список список сейчас, состоит из 51 питх
3. Список Джйотирлингамов - сакральные места, где Шиве, поклоняются в форме джйотирлингама («Лингам из света»). В Шива пуране описаны двенадцать подобных святынь. Внешне джьотирлингамы ничем не отличаются от обычных лингамов. Однако, человек достигший духовного совершенства, может увидеть эти лингамы как столпы огня, пронзающие небо и землю.
Согласно Шива пуране, однажды у Брахма и Вишну вышел спор о превосходстве. Чтобы разрешить спор, Шива пронзил три мира огромным бесконечный столбом света - Джойтирлингамом. Вишну направился вниз, а Брахма вверх, чтобы показать что они в силах достичь конца столба. Вишну честно признал свое невозможность достичь конца, а Брахма сказал, что достиг его. Шива появился в качестве верхней части столба света и уличил Брахму в обмане. За это, он проклял Брахму, сказав, что тому не будет места во время ритуалов (то есть Брахме не будут поклоняться), а Вишну будут поклоняться до конца вечности. Другими словом джьотирлингамы - бесконечное измерение Шивы, которое в частности, проявляется и как сам Шива. Первоначально считалось, что существует 64 джйотирлингамов, из которых 12 - особенные. Каждый из этих 12 лингамов носит имя находящегося там проявления Шивы. Место их расположения:
Сомнатх в Гуджарате, Малликарджуна в Шрисайлам (Андра Прадеш) , Махакалешвар в Уджайне (Мадхья-Прадеш), Омкарешвар в штате Мадхья-Прадеш , Кедарнатх в Гималаях , Бхимашанкар в Махараштре , Вишванатх в Варанаси (Уттар-Прадеш), Триамбакешвар в Махараштре, Вадьянатх в Деогархе(Джаркханд) , Аундха Нагнатх в Аундха Нагнатх (Махараштра) , Рамешвар в Рамесвараме (Тамил Наду) и Гришнешвар в Эллоре рядом Аурангабадом, (Махараштра).
В пуране сказано: каждый, кто почитает эти лингамы утром и вечером, освободится от всех грехов в течение последних 7 жизней; желания того, кто их посетит, будут исполнены; карма того, кто поклоняется там Махадеве, исчезнет, в знак его удовлетворения.
4. Панча Бхута Стхалам - cледующий Шайвисткий список, состоящий из 5 мест, где находятся храмы, посвященные лингамам стихий. (воздуха, земли, огня, воды и пространства). Список по всей видимости взят из пуранической литературы, но возможно они принадлежат к Тамильской традиции, так как все пять храмов географически находятся в Южной Индии:
храм Чидамбарам (Тамил Наду) - символизирует бесконечное пространство в виде Акаша-лингама; храм Аруначалешварар, (Тиррунувамалаи, Тамил Наду) - является домом Аруначалешвар-Лингама (Шивы, воплощенного в Лингаме Огня); в храме Шри Джамбукешвара (деревня Thiruvanaikovil, Тамил Наду) поклоняются Шиве в виде Джамбукешвары (элемента воды); Четвертый лингам стихий находится в городе Канчипураме, в храме Экамбарешварар (Ekabmareswarar). Здесь Шива представлен в виде Притхви Лингама, Лингама Земли; храм Шри Калахасти (Srikalahasti, Андра Прадеш) - здесь поклоняются Шиве, воплощенном в виде стихии воздуха.
5. Список Ди́вья-де́шам - это святые места и храмы в вайшнавской традиции индуизма, которые были воспеты двенадцатью южноиндийскими подвижниками Альварами, около 1000 лет назад. Они имеют особое значение для последователей шри-вайшнавизма. Всего насчитывается 108 дивья-дешам, причём два из них находятся в духовном мире — Парама-падам (у святых стоп Бога) и Тирупаркадал (молочный океан в котором обитает Вишну). Из остальных 106, 105 расположены в Индии и 1 в Непале (Муктинатх). Последователи вайшнавизма, в особенности в Южной Индии, надеются за свою жизнь совершить паломничество в 106 дивья-дешам и достичь 2 духовных дивья-дешам после смерти. В каждом из 108 дивья-дешам, мурти Нараяны находится в одном из трёх положений (тируколам). Более полные данные по каждой из Деви-Дешам, можно найти в википедии.
6. Список Чаар-дхам (четыре обители) также популярен у вайшнавов. В отличие от предыдущего он оформлен Шанкарачарьей в 8 веке. В нем 4 места, расположенные в разных концах Индийского субконтинента:
Пури на востоке, Рамешварам на юге, Дварка на западе и Бадринатх на севере.
Главное божество Бадринатха - это сам Вишну. В Дварке ему поклоняются как Кришне, в Пури - как повелителю всей вселенной Джаганнатху, а в Рамешвараме - как седьмому воплощению Вишну - безупречному герою-царю Раме, герою "Рамаяны".
7. Список Чота-Чар-дхам (малый чар дхам) - более поздний список , места которого расположены в штате Уттарканд. В отличие от "большого" Чар Дхама, оно не посвящено только Вишну, а отвечает запросам всех трех главных направлений современного индуизма:
Вайшнавский Бадринатх; шиваистский Кедарнатх; два места Шакти - Ямунотри и Ганготри.
По традиции это паломничество принято совершать в следующем порядке:Ямунотри - исток реки Ямуны и дом богини Ямуны; Ганготри - исток реки Ганги и главное место почитания богини Ганги; Кедарнатх - важнейший храм Шивы. Здесь почитается Шива как мистик-йогин, медитирующий в уединении в холмах; Бадринатх, место нахождения Вишну, находится в двух днях пути от Кедарнатха. Бадринатх - самый популярный из "гималайских чаар-дхамов"; туда приходит больше паломников, чем в три остальные места.
8. Места пребывания святых. В каждой традиции есть места связанные с великими святыми, в том числе основателями традиций: Буддой, Адинатхом, Гуру Нанаком, и так далее. У каждой из традиций огромный список таких мест. Рассмотрю места паломничества этих традиции в отдельных постах.