В этой статье я расскажу о символизме одной из великих ступ, которая расположена на территории монастыря Пелкор Чоде в тибетском городе Гьянце.
Как известно, первые ступы были построены учениками Будды Шакьямуни и почти сразу стали символами просветленного ума Будды - единого источника всех явлений. В их вертикальной структуре легко читается древний ведический символ, который соотносится с осью мира. Также видна связь с горой Сумеру и древом жизни. В ряде сутр буддийской Винаи были написаны наставления по расшифровке символизма архитектурных форм. Эти общие данные вы легко найдете в литературе, описывающей буддийские ступы. Я же хотел здесь коснуться тантрического символизма великих тибетских ступ на конкретном примере.
Но сначала немного истории. На территории Индии первоначально были распространены ступы с круглым основанием, образцы которых мы можем увидеть в Сарнатхе, Амаравати, Санчи и многих других местах. В Средней Азии, на территории Гандхары во времена правления Кушанской династии (4в. – 2в. до н.э.) возник другой тип ступ - с квадратным основанием. В Таксиле найдены первые примеры ступ (1 век н.э., Средняя Азия), построенных в виде террас, к типу которых относится и ступа в Гьянце. Подобные ступы распространились в других частях Средней Азии, таких как Турфанская впадина и других, и довольно быстро были переняты в Китае (в 5 веке). Из Китая эти архитектурные формы перекочевали в Непал (во времена правления династии Личчави) и далее в северную Индию (в поздний период Гупта и весь период Пала). Так ступа в Бодхгае, построенная на месте просветления Будды Шакьямуни, стоит на «среднеазиатском» квадратном по форме основании.
В 7-8 веке в Непале этот вид ступ эволюционировал. Найдены доказательства, что в долинах Непала стояли квадратные многоэтажные ступы, с отсутствующим полусферическим куполом. При этом планы этажей могли быть одного или разных типов (квадратными, круглыми, восьмиугольными, крестообразными или же сложной формы взаимопроникающих треугольников и квадратов). Они по форме были скорее развитием многоэтажных зданий, нежели были похожи на древние ступы распространенные в Средней Азии. Именно этот тип оказал наибольшее влияние на архитектуру «восьми великих ступ», построенных в Тибете (ступа в Гьянце входит в их число). Эти ступы уникальны и отличаются от многообразия других. Помимо символизма учения сутр, в них были отображены собрания тантр тех школ, которые участвовали в строительстве ступ.
Первой ступой (ступа по тибетски называется - "чортен") в Тибете, у которой были характерные непальские формы, была ступа Tshal Gung-thang, возведенная в 1187г. на левом берегу реки Кьи Чу. Затем, в начале 13 века, возвели ступу Khro-phu, а середине 14 века - ступу Jo-nang. Обе - одного типа, построены под влиянием духовной традиции Джонанг. В них отражена Калачакра тантра. Затем, во второй половине 14 века, была построена ступа sNar- thang, полностью разрушенная во время культурной революции.
Четвертой по счету была построена ступа sKu-bum (Кумбум) в Гьянце (годы строительства 1426г.-1438г.), о которой мы ведем речь в этом посте. Ее современницами были две ступы: построенная между 14 и 15 веками ступа rGyang Bum-mo-che, в которой нашли отражение религиозные доктрины школы Сакья; и ступа Chung Riwoche, построенная в 1456 году знаменитым Тангтоном Гьялпо. Наконец, в 1472 году, была построена последняя из великих ступ под названием Byams-Pa-gling.
Несмотря на то, что все восемь ступ не имели аналогов в истории Тибета, ступа Гьянце Кумбум по обширности религиозного замысла и красоте художественного исполнения стоит на первом месте.
Религиозное содержание ступы полностью соответствует канону учений тантры, составленному в линии Гелуг и дополненному некоторыми тантрами из собраний линии Сакья. Инициатор строительства принц Рабтан Кунзан (Rab-brtan-kun-bzang) был в родстве со знатным кланом Кхон, к которому принадлежит высшее руководство школы Сакья. Поэтому принц также принадлежал к этой школе. Но, незадолго до строительства ступы, он вдохновился новыми идеями, разработанными в школе Гелуг и стал учеником Кедруб Чже - ближайшего последователя Чже Цонкапы. Чже Цонкапа, оснаватель школы Гелуг, составил великий Компендиум буддийской тантры под названием Нагрим Ченмо (sNgags-rim chen-mo), который в полной мере отражен в конструкции и содержании ступы Кумбум.
Тантры, содержащиеся в Компендиуме, выражены через настенную живопись и скульптуру и сгруппированы по вертикали в соответствии с их важностью. Критериями важности являются 2 вида результата практики тантры: относительный плод (сверх способности и тому подобное) и абсолютный плод (достижение освобождения). Согласно Нагрим Ченмо, буддийская тантра подразделяется на Крия тантру, Чарья тантру, Йога тантру и Аннутара йога тантру. При этом Крия считается низшей тантрой, а Аннутара – высшей.
На первом этаже главные комнаты, ориентированные по сторонам света, посвящены историческому Будде Шакьямуни, Будде прошлой эпохи – Дипамкаре, Будде грядущей эпохи - Майтрейи, а также Будде Амитабхе- одному из Дхьяни Будд, доктрина которого изложена в текстах Махаяны. В остальных комнатах первых двух этажей отражены циклы низших тантр.
Криятантры подразделяются на две группы семейств: мирских (laukika) и сверх мирских (lokottara).Группа земных семейств состоит из трех: семейства драгоценности или богатства - manikula, семейство игры в 5 костей или семейство достатка - paushtikakula, семейство обычных обитателей миров: девов, асуров, якшей и т.п. - laukikakula. Группа сверх земных семейств также состоит из трех: семейство татхагаты, лотосовое семейство и семейство ваджры. В чарья тантрах семейств мирских божеств не существует. По всей видимости, эти божества были включены в сверх мирские семейства в качестве второстепенных.
На первом этаже все комнаты посвящены циклам крия тантр за исключением одной, в которой есть мандалы из циклов Чарья тантр.
Второй этаж также иллюстрирует цикл крия тантр, но в двух комнатах главными являются мандалы из Mahavairachanabhisambodhi – основной чарья тантры. Некоторые мандалы с первого этажа относятся к циклу йогатантр, а некоторые из мандал второго этажа относятся к циклу йогатантр и даже к циклу аннутарайога тантр. Они добавлены позднее из Компендиума линии Сакья. Из 30 комнат первого и второго этажей, 28 посвящены циклам крия тантр. В трех комнатах изображены мандалы из чарья тантр семейства татхагаты. По всей видимости не ставится цель разграничить классы крия и чарья, скорее они подготавливают паломника к более полным и утонченным мандалам йога тантр и аннутарайога тантр, отображенных на верхних уровнях.
Третий этаж и Бумпа (цилиндрическая часть ступы над 4м этажем) посвящены циклам йогатантры, в частности пяти Дхьяни Буддам (Акшобье, Ратнасамбхаве, Амитабхе, Амогасиддхи и Вайрочане). Цикл йога тантр состоит из коренной тантры Sarvatathagatatattvasamghara и пояснительных тантр. Коренная тантра состоит из пяти разделов: четырех разделов ритуалов семейств Татхагаты, Ваджры, Дхама-Падмы, и Карма- Ратны; пятого раздела, объясняющего пользу от соответствующих ритуалов. Пояснительные тантры разделены на две группы: группу, поясняющую коренную тантру в целом (akhyatantra), и группу, поясняющие отдельные разделы (bhagiyatantra). Эта структура в полной мере отображена в ступе Кумбум. Центр мандалы - Будда Вайрочана - отображен с восточной стороны Бумпы, а 4 остальных Дхьяни Будды располагаются по центру каждой стороны третьего этажа в высоких центральных комнатах, возвышающихся на два этажа и соединяющихся с Бумпой. Порядок расположения Дъяни Будд полностью соответствует порядку разделов коренной тантры. Источником мандал во всех комнатах Бумпы также является коренная тантра Sarvatathagatatattvasamghara. В трех остальных комнатах Бумпы, расположенных с южной, западной и северной сторон, расположены Махамуни, Сакьясигмха (две формы Будды Шакьямуни) и Праджняпарамита. Во всех остальных комнатах третьего этажа отражены различные группы пояснительных тантр.
Четвертый этаж посвящен индийским и тибетским учителям линий передач Сакья, Кадам, Чод, Кагью, Джонанг, Ньигма, а такжа Дхармараджам и переводчикам. Известно, что линия преемственности является краеугольным камнем тантры, в особенности аннутарайогатантры. Поэтому изображение мастеров основных линий передач предваряют верхние этажи, посвященные циклам аннутары.
Над Бумпой расположена часть, которая называется Хармика, на двух этажах которой отображены отцовские и материнские тантры аннатурайоги. Внизу Хармики расположены отцовские тантры, которые могут быть разделены на группы связанные с Акшобьей, Вайрочаной, Амитабхой и Ваджрадхарой (в каноне нет отцовских тантр, принадлежащих к семействам Драгоценности и Кармы). Мандалы, отображенные на стенах, можно разделить на две группы: первая группа содержащая циклы Гухьясамаджи и Ваджрапани, вторая - циклы Ваджрабхайравы и Ямари.
Материнские тантры, отраженные на втором этаже Хармики, можно разделить на шесть групп: Херуки (Акшобьи), Вайрочаны, Ваджрапрабхи (Ратнасамгхавы), Падманартешвары (Амитабхи), Парамашвы (Амогасиддхи) и Ваджрадхары. Седьмая группа, которая стоит особняком, относится ко всем вышеперечисленным Буддам. Мандалы этого этажа можно отнести к первой группе, объединяющей циклы Чакрасамвары, Хеваджры, Ваджрадаки, Буддахеруки и Буддакапалы. Также на этом этаже отображен цикл Калачакра тантры, которая, согласно наставлениям Чже Цонкапы, классифицируется как материнская тантра, в отличии классификации Будона Ричендруба и Всеведущего Долпопы, называвших Калачакру недвойственной (как отцовской, так и материнской) тантрой.
Наконец восьмиугольная комната, расположенная в шпиле и завершающая сакральную лестницу этажей, посвящена Ади-Будде Ваджрадаре. Он олицетворяет Дхармакаю: высшую, единую недвойственную Будда-природу всего сущего. Концепция Ваджрадары наиболее полно отражена в цикле Калачакра тантры. Неудивительно, что на фресках этой комнаты отображены мастера линии преемственности Калачакры, сначала в виде Царей Шамбалы, а затем в виде индийских и тибетских мастеров.
Подводя итог, можно сказать, что перед осведомленным паломником, который поднимается по цепочке комнат вверх по этажам вплоть до седьмого, раскрывался весь свод тантрических йидамов и мандал, а также мастеров линий преемственности. В завершении паломник попадает на самую вершину, где может самоотождествиться с природой своего ума – Буддой Ваджрадхарой. К сожалению, оба этажа Хармики закрыты для посещения туристов. Закрыт постоянно и для того, чтобы туда попасть нужна очень хорошая карма. Надеюсь вам будет сопутствовать удача!
Расположение ступы Гьянце Кумбум https://goo.gl/p3XGsn